Филателистические советы. Часть третья.

Октябрь 15, 2009 | By admin | Filed in: Полезные советы.


Определение стоимости марки

Имейте в виду что марка сама по себе не имеет никакой ценности — это просто очень маленький цветной кусочек бумажки, его нельзя скушать, а если сжечь, то много тепла не выделится (и многие марки очень плохо горят — медленно и ядовито). Марка имеет ценность только потому, что кто-то другой хочет ее иметь и готов за нее заплатить деньги. Поэтому цены на марки зависят от перемен в экономике, моде, настроениях людей и так далее.

Для определения стоимости марок существуют каталоги, в которых указывается стоимость. Самый известный — каталог Скотта (американский). Еще есть каталог Майклс или Мишель (Michael — немецкий, очень детальный), есть русские каталоги (я видела один в продаже в Доме книги на Новом Арбате в Москве).

Цены в каталогах не спускаются с неба, а вычисляются людьми после анализа рынка. Цена в каталоге — это обычно приблизительная цена, по которой (и ниже которой) марку рекомендуется покупать. Если же вы пытаетесь марки продать, вы получите намного меньше.

Самые дешевые марки продаются фунтами (килограммами), и в таком случае цена за каждую приличную марку будет около полцента и меньше (15 коп).
Еще много зависит от качества марки и ее состояния. Если она негашеная (mint), с полностью сохранившимся клеем на обратной стороне (never hinged), хорошо центрированная, со всеми зубцами на месте, без царапин и морщин, то стоимость ближе к каталоговой.

Гашеные марки дороже негашеных только для марок стран и серий, которые выпускались на короткий период времени и почти не знали почтового использования (например, революционная Тува на конвертах, не путать с СиТиО). В таком случае очень важен хороший читаемый штемпель с датой или лучше даже сохранить конверт.

Каждый дефект значительно уменьшает ценность. Если дефектов много, то это мусор, хотя если нет дубликата, то имеет смысл оставить в альбоме, пока не найдется лучший образец, это называется space filler — «заполнитель места».

Многие марки значительно переоценены каталогами. Так марки СССР (России), Ватикана, ООН и африканских стран продаются на рынке значительно ниже каталога (10 процентов и ниже). Если у вас есть коллекция советских марок, а особенно, дореволюционных российских- не продавайте и не отдавайте, когда Россия поднимется из дерьма, и люди опять начнут коллекционировать, марки тоже вернут свою стоимость.

Марки — очень плохое вложение капитала, поскольку ликвидность нулевая. Купить марки легко, а быстро продать хотя бы по той же цене практически невозможно. Поэтому главным всегда должен быть принцип интереса и удовольствия. Если вы тратите на это большие деньги, нужно отдавать себе отчет, что это хобби, и не заблуждаться, думая, что это инвестмент.

Условно коллекционеров можно поделить на две категории — «снобы» и «демократы». «Демократы» собирают все, что доступно по цене, отдавая себе отчет, что это мало стоит, но получают огромное удовольствие от процесса собирания и классификации. «Демократы» ценят количество, не качество.

«Снобы» собирают редкие или ценные марки. Они с гордостью сообщают всем что это марка, например, стоит 300 долов, или что они «мусором» не интересуются, и т.д. Снобы собирают из престижности и с надеждой заработать деньги и правильно вложить капитал. Снобы почти всегда в проигрыше, так как они обычно покупают марку по самой высшей цене в период ее популярности, а потом не могут продать и по бросовой цене.

Я — «демократ», и снобов не очень уважаю. Я лучше буду иметь сорок альбомов разных марок всех стран, чем дрожжать над одной маркой по той же цене.

У меня есть знакомый дилер, он собирал японские и китайские марки в 60 годах, когда они были мусором, и ничего не стоили, скупал килограммами, потому что ему это нравилось. Сейчас китайские и японские марки — very hot, и он заделался дилером, поскольку он знает про эти марки больше чем кто-нибудь другой, и делает хорошие деньги на шоу, при этом получает большое удовольствие и продолжает собирать для себя. Если они выйдут из моды, not a big deal, он может прекратить бизнес, и продолжать коллекцию, и зарабатывать на жизнь чем-то другим.

Автор: Кириллова Е.В., 2009


4 comments on “Филателистические советы. Часть третья.

  1. Анатолий:

    Очень неправильное деление коллекционеров на снобов и демократов!!! Я «тематик». И когда моя коллекция станет близка к завершению по полноте материала, она не сомненно станет еще дороже, чем сейчас! Не считаю себе ни снобом, ни демократом — я филателист. Я покупаю марки для своего удовольствия, покупаю (если нужно) и дорогие (не путать как «дорого»)… и мусором я не интересуюсь! То, что марки — плохое вложение денег — заблуждение. Согласен в том, что вы «свои 40 альбомов с мусором продать не сможете (если только из-за альбомов и купят)». В Монако в магазине вполне можно рассчитаться за покупки вместо денег марками Монако! Любая марка, выпущенная в настоящее время имеет оценку каталога от номинальной стоимости в 1,5-2 раза… Это квартиры и машины имееют способность то расти, то падать в цене. И только марки имеют тенденцию постоянного роста! По доходности почтовые марки опережают ценные бумаги!
    А если при выпуске марок тираж всего 250-400 экземпляров, тогда реальная цена продажи марок выше номинала в 2-3 раза!!! И это только на начальном этапе! Не понятно одно — на кого была рассчитана данная статья? Если на «пионеров» — тогда у них такой статьёй автор отбил всякое желание заниматься филателией! Если на людей, разбирающихся в филателии — можно написать так — не смешите нас!

  2. +1 к автору статьи. Главное удовольствие от Колекционированя и Собственной Коллекции. Марки — плохое вложение — денег, но ценна тематика Коллекции (имхо). Спасибо. Очень полезно для начинающих.

  3. Alever:

    Согласен с Вами Анатолий, но только с небольшим замечанием. «По доходности почтовые марки опережают ценные бумаги!» — нельзя сравнивать доходность ценных бумаг и марок! Период доходности у них разный — период доходности марок в несколько раз выше периода доходности любой ценной бумаги. Поэтому в этом плане сравнение не корректно. А в остальном я полностью согласен с Вами.

  4. Konstantin:

    Глупости это все про инвестиции в почтовые марки!

    Повторю слова филателиста с 60-летним стажем — если мне предложат на выбор купить серию марок за 400 € или золотую монету — я выберу золотую монету ибо золото и серебро на протяжении всей цивилизации сохраняют свою ценность, добавьте сюда античную цивилизацию!

    Марки это бумага и инвестировать можно и нужно только в раритеты, коих раз-два и обчелся, да и денег надо иметь миллионы $ !!

    Улыбнуло про Монако! Эт у филателиста с Камчатки прекрасные марки Монако и он желает за них получить деньги — теперь посчитайте во что жителю Камчатки обойдется поездка в Монако, чтобы получить денежки за марки!!

    Он на эти деньги вторую коллекцию Монако сможет купить!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *