Классификация марок

Ноябрь 15, 2012 | By admin | Filed in: Полезные советы.


Многим коллекционерам, даже отдавшим увлечению филателией не одни год, довольно мало известно о том, что марки классифицируются также по их назначению, поводу выпуска, характеру применения и некоторым другим категориям.

Попытаемся дать первоначальное представление о классификации марок, хотя заранее нужно признать, что сделать это в журнальной статье с исчерпывающей полнотой не удастся. Нe удастся хотя бы потому, что до настоящего времени почтовыми администрациями было выпущено уже около семидесяти видов марок самого различного назначения. Кроме того, значительное число марок выпускалось и выпускается различными непочтовыми организациями, а также частными почтами, существующими и поныне в некоторых странах.

Все вышедшие марки можно разделить на три категории:

1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАРКИ — марки, выпушенные государственной почтовой службой

2. ПОЛУОФИЦИАЛЬНЫЕ — выпущенные непочтовыми организациями или учреждениями и используемые для оплаты дополнительных почтовых сборов (например, за доставку корреспонденции самолетом в период первоначального развития авиации) Такие марки обычно не вызывают возражении почтовых властен, наклеиваются на письма наряду с обычными марками государственной почты и часто гасятся почтовым штемпелем.

Следует заметить, что некоторые филателистические источники не считают такие выпуски полуофициальными, поскольку осуществлены они не почтой. Почта лишь допустила их в качестве дополнительной оплаты за услуги по доставке корреспонденции, произведенной непочтовым учреждением Например, доставка писем из пункта А в пункт Б. произведенная частным самолетом или другим средством транспорта, не принадлежащим почте, оплачивается «полуофициальной» маркой, а дальнейшая доставка из пункта Б в пункт В, происходящая по почте, оплачивается в данном случае официальными марками, причем в полном размере почтового тарифа, предусмотренного для данного вида отправления.

3. НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ МАРКИ — выпущенные общественными или частными организациями или лицами. Такие марки хотя и наклеиваются часто на письма, но для оплаты почтовых услуг, оказываемых государственной почтой, служить не могут. Они предназначены для дополнительного сбора средств для благотворительных и иных целей. Подобные благотворительные непочтовые марки имеют значительное распространение, например, в скандинавских странах. Много неофициальных марок было выпущено в Польше и Чехословакии в период освобождения народов этих стран от фашистской оккупации в ходе второй мировой войны.

К разряду неофициальных марок относятся также марки частных почт. В недавнее время значительное число таких почт, выпускавших свои марки, действовало в Англии, где они были официально разрешены в период длительной забастовки служащих государственной почты, боровшихся за свои права. В настоящее время частные почты действуют и выпускают свои марки в Голландии. Эти почты осуществляют местную доставку корреспонденции в тех пунктах, где государственная почта с этим не справляется.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПОЧТОВЫЕ МАРКИ можно разделить на три основных группы:
1. Марки, поступающие в свободную продажу на почте и используемые гражданами, организациями, учреждениями для оплаты почтовых отправлений.

2. Марки, предназначенные для внутренних потребностей почты или определенных учреждений. В продажу, как правило, они не поступают и для оплаты корреспонденции частными лицами использоваться не могут. В исключительных случаях такие марки продаются для коллекционеров.

3. Марки, предназначенные для оплаты определенных налогов, взимаемых через почту, или для допуска корреспонденции к специальной пересылке.

Первая категория марок наиболее распространенная. Она делится на:

а) Стандартные марки, которыми обычно оплачивается основная масса корреспонденции, их выпуск не связан с какими-либо юбилеями или событиями. Такие марки, как правило, имеют постоянные рисунки и находятся в обращении в течение ряда лет. По мере надобности их тиражи долечатываются. В связи с этим нередко возникают разновидности по бумаге, зубцовке, оттенкам цвета и т. п. Стандартные марки нередко предоставляют богатые возможности для филателистических исследований.

б) Специальные марки или серия марок (иногда с блоками, имеющие тематический характер. Такие выпуски посвящаются различным памятным датам, юбилеям, событиям и т.д. В отличие от стандартных марок их тираж обычно не допечатывает. Первая специальная марка была выпушена в Перу в 1871 году по случаю открытия железнодорожной линии Чориллас—Лима —Кальяо.

К специальным маркам относятся некоторые почтовые выпуски предназначаемые для определенных видов почтовых отправлений (для газет, бандеролей, заказных писем, почтовых переводов, телеграмм и т. п.) или для определен¬ных видов доставки (для авиапочты, корабельной почты, пневматической почты и т.

д.). В Испании, например, в период гражданской воины и в Германии во время первой и второй мировых войн выпускались марки для почты, перевозимой подводными лодками.

Ко второй группе официальных марок относятся:

— Служебные марки, предназначенные для оплаты корреспонденции определенными учреждениями.

— Доплатные марки, используемые для последующей оплаты нефранкнрованных или недостаточно франкированных почтовых отправлений или иногда для оплаты дополнительных почтовых услуг.

— Марки, свидетельствующие об освобождении от оплаты почтового сбора.

Такие марки выпускались в Испании для депутатов кортесов, в Португалии — для благотворительных организаций, во Франции — для беженцев, в Югославии — для интернированных лиц.

К этой же группе относятся марки для полевой почты, курсирующие и поныне в ряде стран (Финляндия, Франция. Швеция и т. д.), марки для военнопленных, так называемые расчетные марки (для расчетов между почтой и учреждениями, ведущими обширную переписку) и т. п.

В третью группу официальных марок входят югославские марки для сбора средств в фонд Красного Креста. Олимпийского комитета; румынские марки для сбора налога в пользу развития авиация или культурного налога.

Отдельно следует упомянуть благотворительные почтовые марки, имеющие помимо основного номинала, предназначенного для оплаты почтовых услуг, также и дополнительный номинал, идущий на различные благотворительные и иные цели (устройство филателистических выставок, проведение спортивных и других мероприятий и т. п.). Первые благотворительные марки были выпущены в Попом Южном Уэльсе в 1898 году. Средства от доплаты шли в фонд строительства больниц. В нашей стране благотворительные почтовые марки выпускались лишь до 1932—33 годов. Дополнительный сбор от них предназначался в помощь голодающим, в помощь пострадавшему в 1924 году от наводнения Ленинграду, в помощь беспризорным детям. До 1925 года у нас выпускались и доплатные марки. К служебным маркам нашей страны относятся и знаменитые марки «консульской почты», выпущенные в 1922 году.

Настоящая статья ставила своей целью дать лишь общее знакомство с классификацией почтовых марок. Тщательное изучение каталогов, чтение филателистической литературы и собственный опыт работы с коллекцией помогут пополнить эти сведения.

А. Качинский.
«Филателия СССР». 1973. №11


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *