Первые советские маркированные художественные почтовые карточки

Декабрь 27, 2012 | By admin | Filed in: Дайджест.


Маркированные почтовые карточки относятся к так называемым «цельным вещам». Знак почтовой оплаты, напечатанный на них, делает эти карточки полноправным коллекционным филателистическим материалом.

К маркированным художественным карточкам относят такие карточки, на которых, кроме текста служебного характера и оформления в соответствии с определенным стандартным образцом, воспроизводится какой-либо рисунок — иллюстрация или художественно оформленный текст памятного характера. Художественные почтовые карточки еще называют иллюстрированными.

В зависимости от оформления и расположения иллюстрации маркированные художественные карточки делятся на односторонние и двусторонние. На односторонних почтовых карточках адресные линейки (место для написания адреса), знак почтовой оплаты и рисунок-иллюстрация печатаются на одной стороне карточки, а другая сторона остается свободной и полностью предназначается для письменного сообщения отправителя. У двусторонних карточек на одной стороне печатаются адресные линейки и знак почтовой оплаты, на другой стороне — иллюстрация, а для текста письменного сообщения отправителя оставляется свободное место либо на одной, либо на другой стороне карточки. Обычно принято называть лицевой ту сторону почтовой карточки, на которой напечатан знак почтовой оплаты, а другую сторону, соответственно,— оборотной.

Двусторонние маркированные художественные почтовые карточки являются предметом коллекционирования как в филателии, так и в филокартии. Если филокартиста в художественной карточке прежде всего интересует иллюстрация, то филателиста должна такая «цельная вещь» интересовать со всех сторон: и иллюстрация, и оформление лицевой стороны со знаком почтовой оплаты.

В этом году исполняется 50 лет со дня выхода в нашей стране первых маркированных художественных почтовых карточек. Первым выпуском таких карточек стало издание в 1924 году двух иллюстрированных карточек с портретом В. И. Ленина. В этой связи мы более подробно расскажем о первых нескольких выпусках этих художественных двусторонних маркированных почтовых карточек.

В соответствии с распоряжением Народного Комиссариата почт и телеграфов СССР за № 67/1008 от 6 ноября 1924 года в почтовое обращение поступила первая советская иллюстрированная почтовая карточка. Ее выпуск был приурочен к празднованию 6-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. На лицевой стороне этих карточек красной краской был напечатан слева вверху Государственный герб СССР, справа в качестве знака почтовой оплаты — рисунок почтовой марки номиналом в 3 коп. «Красноармеец» из 1-го стандартного (так называемого «золотого») выпуска СССР (№ 110 по каталогу ЦФА), между ними текст «Почтовая карточка», а под текстом 5 пунктирных линий для написания адреса. На оборотной стороне слева фотография В. И. Ленина, сделанная кинооператором А. Левицким 28 ноября 1921 года во время встречи В. И. Ленина с американским экономистом П. Христенсеном. Правая часть оборотной стороны была свободной и предназначалась для письменного сообщения. Внизу были помещены выходные данные: Тираж 50 000 экз. Москва, 1924. 2-я фабр. «ГОЗНАК». Оборотная сторона этой карточки печаталась либо аспидно-серой, либо коричнево-фиолетовой краской. Поэтому фактически была выпущена не одна, а две карточки, отличающиеся цветом краски оборотной стороны, где были иллюстрация и выходные данные. При номинале почтовой — марки на карточке — 3 коп., что соответствовало почтовому тарифу на простую почтовую карточку для внутренней корреспонденции, введенному с 15 декабря 1923 года, продажная цена этой карточки была установлена в 10 коп. Эта продажная цена на самой карточке указана не была. Более подробные сведения об этой карточке, об истории ее издания приведены в статье У. Зиновьевой, Г. Листова и А. Мончадского «В. И. Ленин на первых почтовых карточках», опубликованной в № 1 журнала «Филателия СССР» в 1970 году.

Судя по выходным данным, тираж 50 000 экз. являлся суммарным тиражом для обоих цветовых вариантов карточки, каким образом этот тираж распределялся между обоими вариантами, пока в настоящее время точно не установлено. Так как теперь обе карточки встречаются практически одинаково редко, очевидно, оба цветовых варианта были отпечатаны одинаковым тиражом.

Лишь через несколько лет был осуществлен новый выпуск маркированных художественных карточек. Распоряжением Народного Комиссариата почт и телеграфов СССР за № 47/137 от 19 апреля 1929 года в почтовое обращение поступили серии художественных маркированных почтовых карточек с репродукциями картин из собраний Государственной Третьяковской галереи и Музея Резолюции СССР в Москве. В связи с тем, что об этих карточках в нашей филателистической печати практически нет никаких сведений, мы даем их подробное описание.

Всего было сделано два выпуска этих художественных карточек — в 1929 и в 1930 годах. Каждый из этих выпусков отличается рисунком знака почтовой оплаты. Кроме того, в каждом из выпусков было по две серии карточек: одна серия с репродукциями полотен художников, хранящихся в Третьяковской галерее, другая — хранящихся в Музее Революции.

ОПИСАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПОЧТОВЫХ КАРТОЧЕК

1-й выпуск. Серия «Государственная Третьяковская галерея». Лицевая сторона: в правой части вверху в качестве знака почтовой оплаты напечатан рисунок почтовой марки номиналом в 5 коп. «Крестьянин» из 2-го стандартного выпуска СССР, между ними вверху текст «Почтовая карточка» на русском и французском языках, ниже надпись «Место для адреса» и 6 пунктирных линий со словами «Куда» и «Кому». В самом низу справа— выходные данные: 75 000 экз. Москва, 1929. ГОЗНАК, Мытная, 17». Правая часть лицевой стороны отделена от левой жирной вертикальной линией, под которой помещен порядковый номер карточки в серии и указана продажная цена: «Цена 10 коп.». Левая часть лицевой стороны, предназначенная для письменного сообщения отправителя, свободна, только в левом верхнем углу помещена эмблема Государственной Третьяковской галереи», а внизу на двух языках — русском и французском — помещено описание сюжета оборотной стороны — фамилия художника и название его произведения. Вся лицевая сторона отпечатана одной коричневой краской.

Оборотная сторона: многоцветная репродукция на картоне с мелованным покрытием, одного из следующих произведений.

(№ 1). И. И. Левитан. «У омута».
(№ 2). Н. Л. Богданов-Бельский. «Устный счет».
(№ 12). К. Д. Флавицкий. «Княжна Тараканова».
(№ 13). К. Г. Маковский. «Дети, бегущие от грозы».
(№ 17). В. Г. Перов. «Рыболов».
(№ 19). А. И. Морозов. «Обед на сенокосе».
(№ 26). И. И. Левитан. «Золотая осень».
(№ 29). Н. А. Ярошенко. «Всюду жизнь».
(№ 31). И. Е. Репин. «Запорожцы».
(№ 32). В. Г. Перов. «Птицелов».
(№ 43). А. И. Куинджи. «Березовая роща».
(№ 44). И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу».
(№ 46). И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.».
(№ 51). И. К. Айвазовский. «У берегов Кавказа».
(№ 57). И. К. Макаров. «Детская головка».
(№ 61). А. К. Саврасов. «Грачи прилетели».
(№ 81). Ф. А. Васильев. «Возвращение стада».
(№ 91). А. С. Степанов. «Журавли летят».
(№ 123). И, И. Левитан. «Весна. Большая вода».
(№ 133). И. И. Шишкин. «Рожь». 1-й выпуск. Серия «Музей Революции Союза ССР».
Лицевая сторона та же, что и у серии «ГП», но со следующими отличиями. Выходные данные: «Издание Музея Революции Союза ССР (Москва). 60 000 экз. Москва, 1929. ГОЗНАК. Мытная, 17». В верхнем левом углу нет никакой эмблемы, а по вертикали слева по краю описание сюжета оборотной стороны на французском языке, а внизу описание того же сюжета на 6 языках народов СССР: русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и тюркско-татарском.

Оборотная сторона: многоцветная репродукция на плотном картоне с мелованным покрытием одного из следующих произведений.

(№ 19). В. Н. Пчелин. «Казнь Степана Разина».
(№ 25). Н. А. Касаткин. «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка».
(№ 28). Н. В. Орлов. «Порка крестьянина в царское время».
(№ 30). К. А. Савицкий. «Спор на меже».
(№ 33). В. Е. Маковский. «Допрос революционерки».
(№ 47). И. А. Владимиров. «Расстрел манифестации 9 января 1905 года у Зимнего Дворца».
(№ 48). В. С. Сварог. «Каляев бросает бомбу в карету великого князя Сергея Александровича в Москве в 1905 г.».
(№ 62). И. А, Владимиров. «Арест генералов в феврале 1917 г.».
(№ 63). Р. А. Эберлинг. «Владимир Ильич Ленин».
(№ 65). К. И. Максимов. «Красногвардейцы».
(№ 68). К. Ф. Юон. «(Взятие Кремля в Октябрьские дни 1917 г.».
(№ 72). И. А. Владимиров. «Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 г.».
(№ 73). А. О. Никулин. «Красные партизаны в засаде».
(№ 75). Н. М. Никонов. «Сибирские партизаны».
(№ 76). В. Н. Мешков. «С. М. Буденный».
(№ 78). А. В. Моравов. «Заседание комитета бедноты в 1918 г.».
(№ 80). С. М. Карпов. «Республика Советов».
(№ 83). С. М. Луппов. «1 мая в Одессе».
(№ 85). Г. Г. Ряжский. «Делегатка».
(№ 88). И. И. Машков. «Крым. Пионерский лагерь-санаторий».
(№ 94). И. И. Бродский. «И. В. Сталин».
(№ 99). Е. А. Кацман. «Слушают. Члены сельской комячейки».
(№ 102). Н. А. Касаткин. «Пионерка-вожатый».
(№ 103), В. В. Журавлев. «Призыв».
2-й выпуск. Серия «Государственная Третьяковская галерея».

Лицевая сторона: повторение лицевой стороны той же серии 1-го выпуска, но в качестве знака почтовой оплаты воспроизведен рисунок почтовой марки номиналом 5 коп. «Красноармеец» из 3-го стандартного выпуска СССР (№ 318 по каталогу ЦФА). Новые выходные данные: 150 000 экз. Москва, 1930. ГОЗНАК. Мытная, 17». В отличие от первого выпуска лицевая сторона вся отпечатана красной краской.

Оборотная сторона: многоцветная репродукция одного из следующих произведений.

(№ 1). И. И. Левитан. «У омута»,
(№ 6). И. И. Левитан. «После дождя. Плес».
(№ 11). В. М. Васнецов. «Иван-царевич на сером волке».
(№ 13). К. Г. Маковский. «Дети, бегущие от грозы».
(№ 17). В. Г. Перов. «Рыболов».
(№ 27). В. Д. Поленов. «Московский дворик».
(№ 31). И. Е. Репин. «Запорожцы».
(№ 37). В. М. Васнецов. «Аленушка».
(№ 43). А. И. Куинджи. «Березовая роща».
(№ 44). И. И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу».
(№ 46). И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.».
(№ 47). И. Е. Репин. «Не ждали».
(№ 49). В. И. Суриков. «Боярыня Морозова».
(№ 50). В. И. Суриков. «Утро стрелецкой казни».
(№ 51). И. К. Айвазовский. «У берегов Кавказа».
(№ 67). А. А. Рылов. «В голубом просторе».
(№ 73). Н. Н. Ге. «Портрет Л. Н. Толстого».
(№ 74), К Е. Рачков. «У калитки».
(№ 88). В. А. Тропинин. «Пряха».
(№ 91). А. С. Степанов. «Журавли летят».
(№ 95). А. К. Саврасов. «Проселок».
(№ 122). В. А. Тропинин. «Кружевница».
(№ 133). И. И. Шишкин. «Рожь».
(№ 142). Ф. В. Сычков. «Веселая девчонка».
2-й выпуск. Серия «Музей Революции Союза ССР».

Лицевая сторона те же, что и у серии «ГТГ» 2-го выпуска, но со следующими отличиями. Выходные данные: «Издание Музея Революции Союза ССР (Москва). 45 000 экз. Москва, 1929. ГОЗНАК. Мытная, 17». В левом верхнем углу нет никакой эмблемы, а по вертикали слева по краю описание сюжета оборотной стороны на французском языке, а внизу то же описание на 6 языках народов СССР: русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и тюрскотатарском (в транскрипции).

Оборотная сторона: многоцветная репродукция одной из следующих работ.

(№ 1). Г. Н. Горелов. «Пугачев в Казани творит суд».
(№ 19). В. Н. Пчелин. «Казнь Степана Разина».
(№ 26). П. П. Соколов. «Потрава».
(№ 27). А. И. Корзухин. «Продажа телушки за недоимки в царское время».
(№ 28). Н. В. Орлов. «Порка крестьянина в царское время».
(№ 30). К. А. Савицкий. «Спор на меже».
(№ 31). В. Г. Перов. «В холодной (агитатор в деревне)».
(№ 33). В. Е. Маковский. «Допрос революционерки».
(№ 39). Н. И. Верхотуров. «Расчет (перед стачкой)».
(№ 47). И. А. Владимиров. «Расстрел манифестации 9 января 1905 г. у Зимнего Дворца».
(№ 49). Г. К. Савицкий. «Всеобщая железнодорожная забастовка 1905 г.».
(№ 62). И. А. Владимиров. «Арест генералов в феврале 1917 г.».
(№ 63). Р. А. Эберлинг. «Владимир Ильич Ленин».
(№ 65). К. И. Максимов. «Красногвардейцы».
(№ 66). Р. Р. Френц. «У Смольного в Октябрьскую ночь 1917 г.».
(№ 79). Б. Н. Яковлев. «Стена коммунаров в Москве».
(№ 80). С. М. Карпов. «Республика Советов».
(№ 82). И. Э. Грабарь. «Волховстрой».
(№ 83). С. М. Луппов. «1 мая в Одессе».
(№ 85). Г. Г. Ряжский. «Делегатка».
(№ 88). И. И. Машков. «Крым. Пионерский лагерь-санаторий».
(№ 94). И. И. Бродский. «И. В. Сталин».
(№ 102). Н. А. Касаткин. «Пионерка-вожатый».
(№ 103). В. В. Журавлев. «Призыв».
Таким образом, в общей сложности с репродукциями картин из собраний Государственной Третьяковской галереи и Музея Революции СССР было издано 92 маркированные художественные почтовые карточки в четырех сериях: первая из 20 штук, а остальные три — каждая по 24 штуки. На всех этих карточках были напечатаны знаки почтовой оплаты номиналом 5 коп., что соответствовало почтовому тарифу на пересылку простой почтовой карточки для внутренней иногородней корреспонденции, введенному с 15 июля 1928 года.

К этим выпускам следует сделать также несколько замечаний. В выходных данных вместо обычного для почтовых изданий текста «Издание НКПТ» (в настоящее время — «Издание Министерства связи СССР») в качестве издателей указаны Государственная Третьяковская галерея и Музей Революции. Такой текст выходных данных вводит в заблуждение многих коллекционеров, которые в соответствии с этим текстом считают, что карточки изданы Государственной Третьяковской галереей или Музеем Революции. Между тем распоряжение НКПТ об их выпуске свидетельствует о том, что их издание было осуществлено Народным Комисса-риатом почт и телеграфов по инициативе, естественно, Третьяковской галереи и Музея Революции, то есть это обычное почтовое издание.

Второе замечание касается порядковых номеров, помещенных на карточках. Наибольший номер — № 142 (во 2-м выпуске, серия «ГТГ») указывает на то, что таких карточек должно быть много, по крайней мере несколько сотен. Но это не так, всего, как указано выше, было выпущено только 92 карточки. Номера на карточках — это порядковые номера в сериях, какие издавались Гознаком в то время по заказу Государственной Третьяковской галереи и Музея Революции, эти карточки были немаркированные. Лишь некоторые из них были выпущены в маркированном варианте, а на Гознаке, естественно, при печати использовали частично готовые клише карточек со старыми порядковыми номерами и с текстами выходных данных — «Издание Госуд. Третьяковской галереи» и «Издание Музея Революции СССР)».

Относительно небольшие тиражи маркированных художественных почтовых карточек первых выпусков и большой круг коллекционеров, ими интересующихся, привели к тому, что эти карточки теперь встречаются довольно редко.

В течение длительного времени выпуск в нашей стране маркированных художественных почтовых карточек с двусторонним расположением иллюстрации и адресных линеек не производился. После 1930 года этот выпуск был возобновлен только в конце 1952 года. В настоящее время Министерство связи СССР ежегодно издает до 500—600 сюжетов различных маркированных двусторонних художественных почтовых карточек. Их тематика разнообразна: празднично-поздравительная, виды различных городов и природа нашей страны.

В. Якобс.
Филателия СССР. 1974. №5.


Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *