Производство советских почтовых марок

Декабрь 30, 2012 | By admin | Filed in: Дайджест.


Большой и сложный путь проходит почтовая марка, прежде чем она займет отведенное ей место в филателистической коллекции или будет использована для оплаты почтовых отправлений. Над ее созданием трудится большой отряд специалистов разных профессий — художников, издательских работников и полиграфистов.

Изготовлению и выпуску марок предшествует соответствующее решение Министерства связи СССР об издании той или иной почтовой марки (или серии марок), носящей тематически познавательный характер или же посвященной какой-либо юбилейной дате, памятному событию.

После принятия такого решения Дирекция по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты Министерства связи СССР дает задание художнику на создание оригинала будущей миниатюры. Прежде чем приступить к работе над оригиналом, художник совместно с редактором проводит большую и кропотливую работу по изучению и подбору материала, необходимого для наиболее полного раскрытия темы. Изучаются документы государственных и личных архивов, просматриваются музейные экспонаты, подбирается иллюстративный материал, проводятся консультации со специалистами, встречи с участниками памятных событий.

И только после глубокого изучения материала художник приступает к созданию оригинала. В поисках наилучшего композиционного и цветового решения, наибольшей художественной выразительности автором предварительно изготавливается большое количество эскизов и набросков, которые помогают ему в конечном счете создать наилучший вариант будущей марки.

В качестве оригиналов марок могут быть использованы монохромные и многоцветные рисунки различной техники исполнения, резцовая гравюра на металле, дереве и других материалах, произведения живописи, черно-белые и цветные фотографии с дополнительным графическим оформлением.

Обычно оригиналы марок изготавливаются увеличенными в 4—5 раз. Однако бывают случаи (это чаше всего относится к резцовой гравюре), когда оригинал изготавливается в натуральный размер марки. В качестве примера можно привести марки, изготовленные по оригинальным ксилографическим гравюрам художника Л. II. Калашникова: серия «Курорты СССР» (№ 3684—3687), «Пятидесятилетие провозглашения Венгерской Советской Республики» (№ 3729), «2500-летие Самарканда» (№ 3771, 3772) и ряд других марок.

Эскизный вариант почтовой марки подвергается всестороннему обсуждению на художественно-редакционном совете Министерства связи СССР. В состав совета входят известные художники, искусствоведы, полиграфисты, работники издательств, государственных и общественных филателистических организаций. После обсуждения художественный совет дает свое заключение об идейно-политической направленности и художественных достоинствах рассматриваемого эскиза марки. Совет может отклонить эскиз или одобрить его и рекомендовать художнику изготовить производственный оригинал с учетом всех высказанных советом предложений.

Утвержденный к печати оригинал поступает па Московскую печатную фабрику Гознака, где изготавливается тираж марки. В соответствии с техническими особенностями оригинала разрабатывается оптимальная технология изготовления тиража. В зависимости от того, какими частями печатной формы краска переносится на бумагу, различают три основных способа печати — высокую, плоскую и глубокую.

Типы печатиВысокая печать — печатающие элементы формы выступающие, а пробельные, которые не передают краску на бумагу, — углубленные (рис. 1).

В зависимости от характера оригинала репродукция на марке может быть штриховой или полутоновой.

Штриховое изображение состоит из сплошных красочных доливок или отдельных штрихов, различных по размерам, но имеющих одинаковую цветовую насыщенность.

Полутоновая репродукция имеет плавные градационные переходы от наиболее темных топов к наиболее светлым. Плавность перехода от отного тона к другому достигается в этом случае за счет применения растра, который при изготовлении печатной формы разбивает все изображение на мельчайшие растровые точки. Если посмотреть на такую репродукцию в лупу, то можно увидеть, что она как бы составлена из мозаики. Причем в темных местах растровые точки имеют больший размер и меньшие светлые промежутки между ними, а в светлых, наоборот, — светлые промежутки между темными растровыми точками больше, чем сами точки.

Цветные марки печатаются несколькими красками, которые, накладываясь друг на друга в необходимых расчетных пропорциях и определенной последовательности, воспроизводят многообразную цветовую гамму оригинала. При этом для каждой краски готовится отдельная печатная форма.

Схема изготовления форм высокой печати следующая: оригинал марки фотографируется через светофильтры (для каждой краски в отдельности) и растр, представляющий собой прозрачную пластину с сеткой тонких черных линий. При фотографировании через растр получается растровое изображение, разбитое на множество точек. Растровое изображение копируется на металлическую пластину, покрытую светочувствительным слоем, которая подвергается химическому травлению кислотами, в результате чего образуются печатающие и пробельные элементы, то есть получается печатная форма.

Применяется еще один способ изготовления форм высокой печати, когда форма гравируется на специальном гравировальном автомате.

При изготовлении марок способом высокой печати нередко применяются бронзовая и алюминиевая краски, а также конгревное (рельефное) тиснение. Так, например, были отпечатаны гербы СССР и золотистые плашки на марках серии «50 героических лет» (№ 3551—3559).

Отличительные признаки марок, отпечатанных высокой печатью:
1. Краска неравномерно покрывает площадь штриховых элементов и растровых точек—в середине штриха или точки краски меньше, а по краям больше. Образуется резко очерченный контур штриха.
2. На некоторых марках может быть заметен «натиск» — небольшой рельеф на обороте.

Плоская, или офсетная печать — печатающие и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости (рис. 2).

Как и в высокой печати, офсетом могут воспроизводиться штриховые и полутоновые оригиналы. Этим способом обычно печатаются многокрасочные марки, в частности, большинство марок — репродукции музейных картин.

При изготовлении офсетных форм сфотографированное так же, как в высокой печати, изображение оригинала копируется на металлическую формную пластину. Затем путем химической обработки па форме получают печатающие и пробельные элементы.

При печати тиража в машине офсетная форма перед нанесением на нее краски увлажняется специальным водным раствором. Пробельные элементы воспринимают влагу, а печатающие не воспринимают, то есть не смачиваются. Затем на форму накатывается краска, которая покрывает печатающие элементы и не воспринимается смоченными пробельными элементами. С печатной формы изображение передается на специальный, обтянутый резиной вал, который, соприкасаясь с бумагой, оттискивает на нее краску.

Отличительные признаки плоской печати:
1. Краска равномерно покрывает площади штриховых элементов и растровых точек.
2. Отсутствие рельефа па оборотной стороне марки.
3. Матовая поверхность красочного слоя (только на марках без лакового покрытия).

Глубокая печать — печатающие элементы углублены по отношению к пробельным (рис. 3). Для изготовления марок широко применяются два вида глубокой печати — тоновая, или ракельная, и металлография.

При изготовлении форм тоновой глубокой печати изображение с оригинала фотографическим путем копируется на специальную бумагу, покрытую светочувствительным желатиновым слоем. Этот слой с содержащимся в нем изображением переносится па формный медный цилиндр, который затем подвергается травлению специальными растворами. В результате травления образуются углубленные печатающие элементы различной глубины, соответствующие темным и светлым местам оригинала.

В печатной машине и печатные, и пробельные элементы формы покрываются жидкой краской. Затем краска снимается с пробельных элементов вплотную прижатым к формному цилиндру ножом — ракелем, а оставшаяся в углублениях краска при соприкосновении формного цилиндра с бумагой переносится на нее.

При этом способе печати также применяется растр. Однако его назначение в этом случае иное — образование перекрещивающихся линий, которые служат опорой для ракеля и задерживают краску в углублениях.

Отличительные признаки глубокой тоновой печати:
1. В полутонах рисунок разбит перекрещивающимися белыми линиями растра.
2. Штриховые элементы нечеткие и имеют пилообразный контур.

Металлография — это разновидность глубокой печати. Металлографское изображение—штриховое. Оно нарезается гравером на стали. Марки, отпечатанные этим способом, отличаются высокой чистотой штриха.

Характерные признаки металлографских марок:
1. Заметный на глаз и ощутимый на ощупь рельеф красочного слоя.
2. На оборотной стороне заметен рельеф изображения.

В декабре 1973 года была выпушена серия «Архитектурные памятники Прибалтики». Эти марки отпечатаны принципиально новым, до этого у нас не применявшимся, способом трехкрасочной металлографии.

После разработки оптимальной технологии изготовления тиража и выбора способа печати создается производственная проба — печатный проект, который необходим для проведения авторской и редакционной корректуры художественного изображения, цвета и текста. В соответствии с редакторскими замечаниями типография вносит коррективы в производственную пробу. И только после утверждения печатного проекта приступают к печати тиража марки.

В настоящее время все советские марки печатают на высококачественной мелованной бумаге. Гуммировка бумаги клеем производится, как правило, предварительно на бумажной фабрике непосредственно после изготовления бумаги.

Отпечатанные марочные листы-оттиски поступают на перфорацию. Перфорационные отверстия пробиваются иглами, укрепленными в металлической пластине. Различают три вида перфорации — линейную, гребенчатую и рамочную. (О перфорации уже рассказывалось в № 11 за 1973 г. нашего журнала.)

Завершают производственный цикл изготовления почтовой марки операции контроля, сортировки и упаковки. Особое внимание при контроле уделяется качеству печати, перфорации и гуммировки. Марочные листы с некачественными марками отбраковываются. После тщательной сортировки марки упаковываются в пачки и направляются в Дирекцию по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты, откуда они рассылаются по почтовым предприятиям страны. Часть марок поступает в Центральное филателистическое агентство «Союзпечать», которое производит их реализацию внутри страны, и во Всесоюзное объединение «Международная книга» для экспорта.

И вот, наконец, пройдя такой большой и сложный путь, марка используется как знак почтовой оплаты или занимает место в коллекциях любителей филателии.

А. Найговзин.
Филателия СССР. 1974. №6


Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *