Почтовые марки Франции

Февраль 6, 2013 | By admin | Filed in: Филгеография.


Первая марка ФранцииПо неизвестным причинам король Луи-Филипп всегда возражал против создания почтовых марок, и только во время Второй республики декретом Национальной ассамблеи от 24 августа 1848 года почтовому департаменту Франции было поручено изготовление и продажа марок для оплаты почтовой корреспонденции.

Этим объясняется, почему Франция явилась лишь восьмой по счету страной, применившей почтовые марки, — на 9 лет позднее Великобритании и даже позднее острова Маврикия, выпустившего свою первую марку в 1847 году.

Разработка эскиза марок была доверена главному граверу монетного двора Барру-отцу. Представленный им вариант был, с некоторыми поправками, одобрен консультативным комитетом граверов 11 сентября 1848 года. Марка с надписью «Французская республика» представляла римскую богиню урожая и изобилия Цереру («Серее»), которая была изображена с длинными распущенными волосами, украшенными хлебными колосьями, ветвями виноградной лозы и гроздьями винограда, что должно было символизировать новый режим, установленный после февральской революции 1848 года.

Как и все первые эмиссии Франции, беззубцовая серия типа «Серее» была отпечатана типографским способом в Париже в цехах Национального монетного двора. Выпущенная в обращение за несколько приемов, она состояла из 6 марок, одна из которых, знаменитый «вермильон» достоинством в 1 франк, во избежание ошибок была изъята почти немедленно, так как оранжевая марка в 40 сантимов была схожего с ней цвета. Переизданная однофранковая марка имела уже карминовый цвет.

Первым номиналом этой серии, выпущенным в обращение, была черная 20-сантимовая марка, поступившая официально в продажу 1 января 1849 года; правда, известен один экземпляр этой марки, подлинность которого не вызывает сомнений, прошедший почту в Алжире 31 декабря 1848 года. Следует отметить, что некоторые специалисты усиленно разыскивают эти марки на письмах и вырезках, прошедших почту 1 января 1849 года или в самые первые дни их курсирования.

Для удобства и быстроты выпуска тиража, равного примерно 41 миллиону экземпляров, для первой марки был установлен черный цвет (хотя пробы были отпечатаны синими и в таком виде представлены в комиссию на утверждение). В дальнейшем черный цвет показался неудачным, и с 9 марта 1849 года было решено вернуться к синему. Однако 23 миллиона экземпляров синих марок, отпечатанных с 7 апреля 1849 года по 31 марта 1850 года, никогда не были выпущены в обращение, так как запасы марок черного цвета были еще велики, а введение с 1 июля 1850 года нового тарифа на почтовые отправления, равного 25 сантимам, и отсутствие номинала в 5 сантимов не оправдывали более существования номинала в 20 сантимов. Вопреки попыткам сделать на марке надпечатку «25» и таким образом спасти ее, запасы этой марки были признаны ненужными и уничтожены.

Говоря о технической характеристике 20-сантимовой марки черного цвета, единственной находившейся в обращении, можно отметить, что она печаталась по 300 штук в листе, разделенном вертикальным полем на 2 полулиста по 150 марок в каждом. Использованная бумага была хорошего качества—гладкая, ровная. Но огромный тираж, потребовавший многократного пополнения запасов бумаги, является основной причиной появления партий марок, отличающихся оттенками бумаги: желтым, белым, серым и коричневым.

В этом выпуске перечисленные разновидности можно считать единственными основными, по сравнению с второстепенными, такими, например, как «разбитая сетка». Существует и тет-беш (93-я марка в листе), но до сих пор еще не установлена причина его происхождения. Ответ на этот вопрос можно будет дать только после раскрытия тайны происхождения тет-бешей вообще: что это — ошибка при печати или просто технический прием для ориентации?

В качестве основного клея для первой французской марки использовался гуммиарабик, тщательно подготовленный и профильтрованный. Накладывался он вручную при помощи кисти и тонкой щетки, подвергаясь затем сушке. В своем первоначальном виде наложенный клей был белым и блестящим, но в силу естественных причин он стал окрашиваться, тускнеть и даже осыпаться.

Известен ряд документов, сообщающих о фальсификации черной 20-сантимовой марки, но ни один из этих фальсификатов не сохранился до наших дней. Имеются все основания предполагать, что они не могли быть многочисленными, так как первые марки были относительно мало использованы. Установленный обычай и правила приличия требовали тогда, чтобы оплату корреспонденции производил получатель, за исключением официальных лиц (префект полиции, бургомистр, нотариус, другие представители власти и пр.). И надо признать, что долго пришлось ждать изменения этого положения, пока наконец почтовая марка не стала повседневной потребностью.

Конституция Второй республики предусматривала выборы президента, каковым и был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник императора Наполеона I, с которым связан режим «морального порядка», установленный после кровавой расправы с рабочим движением в июне 1848 года. На двух марках, выпущенных в 1852 году и сохранивших надпись «Французская республика», вместо «Серее» появляется изображение принца-президента.

В результате государственного переворота 2 декабря 1851 года была свергнута авторитарная республика и провозглашена империя, а в 1853 году вышла 9-марочная серия, без зубцов, на слегка тонированной бумаге. На марках появилась надпись: «Французская империя». Чтобы облегчить отделение марок, эта серия на местах снабжалась самыми различными зубцовками (крупнозубой, именуемой «Сюсс», линейными проколами, зубчатыми проколами, удлиненными зубцами, прорезами между марками волнистой линией, напоминающими первые марки Финляндии). В 1862 году 6 марок этой серии были наконец выпущены с зубцами.

В 1859 году появилась сперва литографская, а затем типографская доплатная беззубцовая черная 10-сантимовая марка. За ней последовала также черная 15-сантимовая которая была снабжена в дальнейшем рукописной надпечаткой в 25 сантимов. Таким образом, черный цвет характерен как для первой почтовой, так и для первой доплатной марки Франции.

После военных успехов Франции в итальянской кампании (1859 год) и вытекающих отсюда территориальных выгод (уступка Савойи и графства Ниццы королевством Пьемонта-Сардинии) империя достигла своего апогея. Лавровый венок, символ победителя, украсил голову императора в новой 9-марочной серии с зубцами, включая марку очень высокого достоинства — 5 франков, большого горизонтального формата.

В 1868 и 1869 годах появились две серии журнальных марок с изображением императорского орла на гербе, увенчанном короной.

Но всякой славе может прийти конец. Разгром Франции во франко-прусской войне 1870 года и Седанская катастрофа привели 4 сентября к падению империи. В этот период на французских землях имели хождение три типа марок.

1. На захваченных территориях оккупационной администрацией была выпущена в обращение 7-марочная серия, так называемая «Для Эльзас-Лотарингии». Наименование серии совершенно не соответствовало действительности, так как границы ее использования выходили далеко за пределы названных провинций.

2. В осажденной столице население использовало три зубцовых номинала, именуемых марками «Осады Парижа», типа «Серее» 1849 года, возродившихся вместе с республикой. Необходимо отметить, что в 1871 году был сделан новый тираж 5-сантимовой марки императорского периода в несколько измененном цвете (светло-зеленая на синеватом фоне), типа 1862 года, то есть без лаврового венка. Период осады Парижа, исключительно тяжелый и полный испытаний для жителей города, оставил ряд почтовых документов, отмеченных печатью истории и пользующихся в наши дни большим спросом и повышенным интересом. В те дни почтовая связь с осажденным городом осуществлялась при помощи почтовых голубей, писем и газет, переправляемых воздушными шарами (с 19 сентября 1870 по 21 января 1871 года), и в цинковых шарах, пущенных вдоль по течению рек, именуемых «муленские шары»,— по названию города, в котором сосредоточивалась почта, адресованная в Париж. Почта эта, помещенная в шары, доставлялась течением воды и не раз достигала цели, так как в столице шары вылавливали сетями и бережно вскрывали.

3. На всей остальной территории страны имела хождение серия марок, именуемая «Бордо», по названию города, где она была изготовлена и где разместилось эвакуированное из Парижа временное правительство. Эта эмиссия, также типа «Серее» 1849 года, имела 9 номиналов, из которых один (20 сантимов) каталогизирован под тремя разными типами. Беззубцовая, как и первая серия Франции, она тем не менее отличается от нее способом печати (литографская) и деталью рисунка: венок из колосьев оставляет гораздо меньшую выпуклость в верхней части головы, чем на марках 1849 года.

По окончании войны и после знаменательных и трагических событий Парижской коммуны вновь появились типографские зубцовые марки, выпущенные серией в 11 номиналов, сохранившейся в продаже до 1876 года. Повторяя изображение «Серее», эти марки имеют резкое отличие от предыдущих в начертании цифр номинала и подразделяются на три типа: один из них, где за образец был принят рисунок марки империи (для малых номиналов от 1 до 5 сантимов), второй — образца 1849 года, с малыми цифрами (для средних номиналов) и третий — с крупными цифрами (для средних и крупных номиналов). Начиная с 1871 года, были выпущены пять доплатных беззубцовых типографских марок, из которых три цветных и одна, 25-сантимовая, черная, предназначенная для замены марки 1863 года с временной надпечаткой.

После вступления в силу конституции 1875 года и укрепления республиканского режима для марок Франции был принят новый рисунок: это «Аллегорическая группа» («Мир и Торговля»), обычно называемая «Саж», по имени своего гравера. В результате трещины клише, появившейся при его закалке, нижний левый угол марки потребовал исправления, что привело к появлению двух разных типов марок (N под В и N под U), различаемых расположением подписи гравера по отношению к надписи «Французская республика». Новоделы этой серии (только тип II) издавались дважды: сперва по инициативе генерального совета французского банка великолепным изданием на толстой бумаге, затем она была изготовлена по приказу министра почт того времени в более простом исполнении. На этих марках впервые была применена типографская аннуляция, предназначенная для предварительного гашения отправлений с печатными изданиями. Марки с этой особой «надпечаткой», накладываемой вертикально в 4 или 5 рядов, очень редки и пользуются большой популярностью среди коллекционеров (рис. 10).

Доплатные марки были вновь изданы в 1881 году большой серией, состоящей из 15 номиналов, все черного цвета.

В 1900 году тип «Саж» был заменен серией, составленной из трех разных рисунков, перегруженных деталями в соответствии с художественным стилем эпохи:

— малые номиналы типа «Блан»; на марках была изображена крылатая аллегория с весами правосудия, сопровождаемая двумя ангелами. Эти марки имели хождение до 30-х годов нашего столетия: сперва изготовленные плоской печатью, позднее (около 1926 года) — ротационным способом. Часть марок выпускалась в виде буклетов (книжечек) или роликов, а также с особой «надпечаткой» предварительного гашения. Эти марки использовались для выпуска цельных вещей;

— средние номиналы типа «Мушон» (Республика, сидящая со скрижалью Прав человека), появившиеся тремя последовательными выпусками:

тип I. Марка печаталась за два приема — сперва рисунок, потом цифра номинала;

тип II. Марка с цифрой печаталась за один прием;

тип III. Прямоугольная рамка с цифрой заменена гербовым щитком, Все эти марки были изъяты в 1903 году и заменены типом «Семез» («Сеятельница»);

— крупные номиналы большого горизонтального формата типа «Мерсон» (Республика, сидящая в размышлении у подножия дерева) находились в обращении вплоть до 30-х годов XX века. В течение этого долгого периода ряд марок получил памятные надпечатки (филателистический конгресс в Бордо —1923 год, филателистическая выставка в Гавре—1929 год). Две из них знаменуют собой рождение воздушной почты Франции: над соответствующей надписью появляется силуэт самолета (рис. 14, 15, 16).

Тип «Семез» («Сеятельница»), навеянный мотивом, украшавшим уже серебряные монеты Франции, сменил тип «Мушон» в 1903 году. («Семез» с фоном из линий) и в 1906 году («Семез»— камея со сплошным фоном). Эти два вида «Семез» совершили долгий, почти 30-летний путь — последние три марки этого типа были изданы в 1937 году. Всего появилось 17 марок с фоном из линий и 35 со сплошным фоном, из которых одна с фигурой, идущей по земле, и две с тонкими цифрами. Можно еще отметить, что Пятая республика возродила «Семез» с фоном из пиний, выпустив в 1960 году две марки после денежной реформы, закрепившей рождение нового франка.

Так же как «Блан» и «Мерсон» (с 1900 года), тип «Семез» прошел через все варианты оформления (буклеты, ролики, «надпечатки» предварительного гашения, цельные вещи) и печати. Первой маркой, изготовленной на ротационной печатной машине в 1922 году, была 10-сантимовая «Семез» зеленого цвета. Эта марка в изобилии издавалась также во время (и даже после) первой мировой войны на плохой бумаге «широкого потребления», цвет которой варьировался от серого до темно-коричневого.

На протяжении четырех военных лет почтовая продукция Франции ограничивалась благотворительными выпусками, причем впервые была применена почтовая доплата. Три таких марки продавались в пользу Красного Креста, а серия из 8 марок — для фонда сирот Войны. Эта последняя появилась вновь в 1922 году, но уже с надпечаткой новой стоимости. Вслед за ними, в 1926 году, вышли еще 4 марки (рис. 20).

В 1923—1926 годах появилась 12-марочная серия с изображением Луи Пастера, знаменитого ученого-микробиолога. Как это было с большинством крупных серий, выпущенных после 1900 года, тип «Пастер» существует также в виде буклетов, роликов, цельных вещей, с надпечаткой предварительного гашения, а также с надпечаткой авиапочты (рис. 21).

В 1924 году появилась первая памятная серия по случаю Олимпийских игр в Париже. За ней, в 1925 году, последовала 8-марочная серия, посвященная Международной выставке прикладного искусства в Париже.

На данной стадии нашего краткого исторического обзора уместно вспомнить, что Франция вышла из войны сильно обескровленной, экономическое и финансовое положение ее стало угрожающим. Это привело к режиму экономии, коснувшемуся и почтовых эмиссий. Он отразился в надпечатках, сделанных на некоторых марках и давших возможность использовать их старые запасы. Мы не забываем и о пяти сериях с надпечатками почтовой доплаты, выпущенных в период 1927—1931 годов в пользу амортизационной кассы, созданной для погашения государственного долга.

В пользу той же кассы в 1928 году выпущена первая французская гравированная марка (резцовая гравюра), символизирующая труд (рис. 22). Затем появились: «Улыбающийся ангел», со скульптуры находившегося в то время в реставрации Реймского собора (1930), и «Французские провинции» (1931). По причине больших надбавок к основному номиналу марок, эти серии довольно плохо воспринимались как клиентами почты, так и филателистами. В результате большая часть их тиражей, как нереализованная, была уничтожена. Малое количество проданных серий и незначительность наличных запасов объясняют их сравнительно высокую стоимость в каталогах.

Тяжелая экономическая обстановка тех лет еще более осложнилась в связи с наступившим в 1931 году международным экономическим кризисом.

Помимо влияния, оказанного им на политическое положение Франции, этот кризис явился первопричиной появления в 1935-—1939 годах множества серий и отдельных марок в пользу безработных как интеллектуального, так и физического труда.

Итак, резцовая гравюра для марок была внедрена и получила в дальнейшем очень широкое развитие при изготовлении нестандартных выпусков. Постоянно совершенствуясь, гравюра дала возможность выпуска бесконечного количества самых разнообразных марок, посвященных главным образом памятникам, местностям и великим людям, ознаменованию событий национального и интернационального значения. Надеемся, что читатель извинит нас за то, что в данной статье мы избежим более подробного изложения этой темы.

Будучи еще использованной при выпуске нескольких памятных серий (Международная колониальная выставка 1931 года и Международная выставка 1937 года), типографская печать служила в дальнейшем лишь для обеспечения выпуска стандартных серий. Так, в 1932 году была введена в обращение 11-марочная серия типа «Пэ» («Мир») (Республика с оливковой ветвью в руке), заменившая марки типа «Пастер». Начиная с 1938 года эти марки продолжали существовать параллельно с тремя новыми сериями, составлявшими, по существу, единую серию, но всегда каталогизируемыми раздельно. Темы для рисунков этих новых марок были извлечены из античной мифологии и представляли соответственно: крылатую голову Меркурия, бога торговли и коммуникаций (тип, предназначенный для малых номиналов), бюст Ирис, вестницы Олимпа (тип, предназначенный для средних номиналов), и изображение «Серее», скопированное со знаменитых образцов 1849 и 1871 годов (тип, предназначенный для крупных номиналов). Ряд этих марок был выпущен в виде буклетов, с предварительным гашением, а также использован на цельных вещах (рис. 23).

По этому поводу небесполезно отметить, что годы, предшествовавшие второй мировой войне, были особенно богаты выпусками цельных вещей. Этот факт тем более значителен, что речь идет чаще всего об открытках и конвертах специальных типов, с маркой, не существующей среди курсирующих, либо тип или цвет которой отличается от обычных марок.

Мы подошли, таким образом, к сентябрю 1939 года. И если марки последнего квартала этого года отражают еще времена мира, то с 1940 года они посвящены полностью французской армии и Красному Кресту.

Июньский разгром 1940 года, вторжение фашистов (надпечатка Дюнкерка и Кудекерка на французских марках и Эльзаса и Лотарингии на немецких) и оккупация знаменуют конец Третьей республики. Изображение маршала Петена появляется на первой 4-марочной серии. В ожидании новой стандартной серии типа «Петен» (4 типа), которая была выпущена в 1941 году, большинство курсировавших в то время марок было снабжено надпечатками новой стоимости. Надписи «Французская республика» или «RF» постепенно исчезают и заменяются простым упоминанием «франция» или «Почта Франции»; надпись «Французское государство» (точное наименование территории, управляемой режимом «Виши») фигурирует даже на 5-марочной серии 1943 года и на служебной серии того же года; одновременно выходит новый тип доплатных марок. Но в стране, живущей под знаком террора, лозунг «Работа, Семья, Родина» не мог вытеснить лозунга «Свобода, Равенство, Братство». Несколько марок чисто политического характера были изданы в пользу вишистских организаций как гражданских, так и военизированных. Как бы в отместку, фальсификаты серии «Петен» очень хорошего качества и на хорошей бумаге были отпечатаны в Лондоне для британской разведывательной службы во Франции, где Движение Сопротивления уже само изготовило такой же, но более грубый фальсификат и на бумаге плохого качества.

Борьба патриотов не прекращается: в августе — сентябре 1944 года наблюдается расцвет местных и провинциальных эмиссий, имеющих более или менее официальный характер. Эти марки, представляющие обычно подбор номиналов из серии «Петен», с наложенными на них патриотическими надпечатками, заслуживают особого внимания как увековечившие память о больших событиях в истории Франции.

Временному правительству требовалось прежде всего залечить раны, нанесенные войной, восстановить шаткую экономику и реорганизовать большинство отраслей коммунального хозяйства. Почтовые эмиссии того времени наглядно демонстрируют, что заботы эстетического и филателистического порядка не были для правительства первоочередными. В то время были одновременно или последовательно в обращении: обе серии с изображением Триумфальной арки в Париже (изготовлены в Соединенных Штатах Америки), серия «Петух и Республика» (изготовлена в Алжире), серия «Марианна», олицетворяющая республику (гравирована Дюлаком и очень искусно отпечатана в Лондоне) (рис. 25), а также новая серия типа «Ирис» и 4 номинала типа «Меркурий» с надпечаткой «RF».

Наконец с установлением Четвертой республики жизнь вошла в нормальную колею. За новым вариантом типа «Серее», исполненным Мазеленом, последовала вскоре большая и красивая стандартная серия, на которой известный художник Пьер Гандон изобразил Марианну с фригийским колпаком на голове и с чертами лица своей собственной жены. Эта серия, типографская для малых номиналов и гравированная для остальных, была издана несколько раз и оставалась в обращении до 1955 года. Она насчитывает более 40 разных марок; некоторые из ее номиналов существуют в виде буклетов, роликов, на цельных вещах и с «надпечаткой» предварительного гашения (рис. 26, 27). Эти разнообразные виды оформления выпускаемых знаков почтовой оплаты применялись также и к другим сериям всегда с изображением Марианны, авторами которых (в хронологическом порядке) были: Мюллер (1955—1959), Шеффер (1965) и Бекет (1971) —два последних типа находятся в обращении и поныне; Альбер Дека-рис и Жан Кокто также изобразили Марианну в 1960 и 1961 годах. Этот перечень рядовых марок, символизирующих республику, не был бы полным, если бы не были упомянуты «Марианна на корабле» (1959), «Галльский петух» (1962) и «Жница» (1957). Кстати, последние два типа существовали с 1953 года, но в другом рисунке и снабженные «надпечаткой» предварительного гашения.

С 25-сантимовой маркой типа «Галльский петух» проводились во Франции первые эксперименты по электронной сортировке почтовой корреспонденции. Для этого часть тиража 25-сантимового номинала была отпечатана на специальной флюоресцирующей бумаге, приобретенной за рубежом; марки этого выпуска пользуются сегодня большим спросом у коллекционеров. Дело в том, что этот эксперимент проводился французской почтовой администрацией секретно, и специальные марки прошли незамеченными, а многие были уничтожены; этим и объясняется их редкость в настоящее время. Опыты с автоматической разборкой писем продолжаются, но на другой основе, с марками, покрытыми фосфоресцентным слоем, как это уже практикуется в Великобритании. В этом оформлении существует уже пять французских марок: 10 сантимов — герб Трои, 20—герб Сент-Ло, 30 и 40 — «Марианна» Шеффера и 50— «Марианна» Бекета.

Первая французская марка, отпечатанная гелиогравюрой, была издана в 1967 году в преддверии зимних Олимпийских игр в Гренобле. Этот способ пока еще мало используется и применялся для выпуска всего лишь десятка почтовых марок, среди которых фигурирует герб Сент-Ло.

Главным способом печатания почтовых марок во Франции остается, таким образом, резцовая гравюра, техника которой постоянно совершенствуется. Марочные эмиссии страны разнообразны не столько цветовой палитрой, сколько выбором сюжетов. Периодическое возобновление некоторых из них позволяет, впрочем, выявить определенную закономерность: каждый год во Франции выпускается одна серия, посвященная выдающимся личностям (с 1943 года), одна серия в пользу Красного Креста (с 1950 года), одна туристическая серия (с 1954 года) и одна художественная (с 1961 года). Следует сказать и о многочисленных эмиссиях с гербами провинций и городов Франции, о сериях в честь героев Сопротивления и второй мировой войны, в частности, летчиков полка «Нормандия—Неман».

Что касается воздушной почты Франции, то она насчитывает около 50 номиналов высоких достоинств, которые можно подразделить на три категории: виды больших городов Франции с птичьего полета, образцы современных самолетов и история гражданской авиации. Использование этих марок не ограничено франкированием авиапочтовой корреспонденции.

Коллекция марок Франции чрезвычайно разнообразна и представляет для любителей-исследователей обширное поле приложения сил, где они могут удовлетворить свою любознательность в зависимости от личных вкусов и склонностей. Мы стремились к тому, чтобы в настоящей статье по возможности познакомить с марками Франции читателей, которых мы считаем своими друзьями.

А. Феррэ, Г. Рюмо, А. Дцайен.
Филателия СССР. 1974. №11-12


Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *