Кто же мог отправить открытку на «Малыгин»?

Февраль 17, 2013 | By admin | Filed in: Дайджест.


В № 5 «Филателии СССР» за 1974 год помещена статья Ф. Зинько «Еще раз о «Малыгине». В числе других ее иллюстраций — фотография открытки, адресованной профессору В. Ю. Визе. Автор статьи, оставляя вопрос открытым, делает предположение о возможных, по его мнению, отправителях этого филателистического раритета. Анализ приведенной им фотографии в сопоставлении с известными из литературы фактами полярной экспедиции 1931 года позволяет с большей достоверностью назвать имя отправителя.

Попутно необходимо исправить ряд существенных ошибок статьи Ф. Зинько.

Как известно, в 1931 году международное общество «Аэроарктика» организовало полет дирижабля ЛЦ-127 «Граф Цеппелин». Вылетев 24 июля 1931 года из немецкого города Фридрихсгафена, 25 июля он приземлился в Ленинграде, а на следующий день взял курс на Арктику. В бухте Тихой Земли Франца-Иосифа дирижабль ждал ледокол «Малыгин». 27 июля между ними состоялся обмен почтой.

Если в связи с этими фактами обратиться к открытке, то становится ясным, что она принята на борт «Цеппелина» 25 июля 1931 года в Ленинграде. Об этом говорят штемпели специального гашения с контуром дирижабля и надписью пофранцузски «Авиапочта. Цеппелин. Ленинград. 25.VII.31». Одним штемпелем погашены две известные марки № 379 и 381, другой штемпель проставлен на чистом поле открытки, адресованной профессору В. Ю. Визе на ледокол «Малыгин». О месте приема открытки говорит штемпель с надписью (также пофранцузски) «Малыгин». Арктика. 27.VII.31″. Текст открытки написан по немецки на пишущей машинке с латинским шрифтом («Воздушным кораблем «Граф Цеппелин» и ледоколом «Малыгин». Ленинград — Северный полюс»). Таким образом, приведенная в статье Ф. Зинько открытка была отправлена с борта дирижабля.

Следует отметить, что марки № 379 и 381, которыми франкирована открытка, были выпущены в обращение в июле 1931 года, когда «Малыгин» уже находился в Арктике. Вместе с фактом отправления открытки с борта дирижабля это означает, что, вопреки предположению Ф. Зинько, никто из находившихся на «Малыгине» практически не мог стать отправителем.

Значит, автором не мог быть И. Д. Папанин, в то время начальник почтового отделения ледокола «Малыгин». Что же касается Р. Л. Самойловича и Э. Т. Кренкеля, также упоминаемых Ф. Зинько, то они, в принципе, могли быть авторами открытки, но только потому, что не являлись членами экипажа ледокола «Малыгин», как об этом ошибочно сообщается в статье. Профессор Р. Л. Самойлович возглавлял научную часть экспедиции на дирижабле, а вовсе не на «Малыгине», Э. Т. Кренкель был не «радистом судна», а одним из трех радистов «Цеппелина». Помимо них, на дирижабле было еще два представителя советской науки: аэролог профессор П. А. Молчанов — изобретатель радиозонда и инженер Ф. Ф. Ассберг, один из ведущих специалистов по дирижаблям.

Наиболее вероятно, что филателистический сувенир изготовил для В. Ю. Визе кто-либо из советских членов экспедиции «Цеппелина», так как вряд ли В. Ю. Визе мог бы обременить подобной просьбой кого-либо из иностранных участников экспедиции. Немецкий текст объясняется тем, что на дирижабле была скорее всего только машинка с латинским шрифтом, а все четверо советских участников экспедиции свободно владели немецким языком.

Чтобы выяснить, кто именно мог быть отправителем открытки, обратимся к воспоминаниям Э. Т. Кренкеля, так увлекательно описанным в книге «РАЕМ» — мои позывные» (Москва, «Советская Россия», 1973, стр. 191).

«В ту пору я еще не был филателистом и не очень-то разбирался в том, что такое настоящий раритет. Федор Федорович (Ассберг.- В. Т.) был в этом деле человеком более искушенным, и такой раритет изготовил у меня на глазах. Среди писем, посланных им на «Малыгин» с дирижабля, было одно столь же редкое нынче, как королева всех марок — одноцентовая Гвиана. Оно единственное в мире. Федор Федорович написал письмо на бумажной тарелке из числа тех, которыми мы пользовались на дирижабле».

Этот отрывок наводит на мысль, что отправителем открытки на «Малыгин» скорее всего и был Ф. Ф. Ассберг, не так обремененный на борту дирижабля обязанностями, как профессоры Р. Л. Самойлович и П. А. Молчанов.

В. Тюрин.
Филателия СССР. 1974. №11


Tags:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *