Из истории филателистического каталога

Май 29, 2010 | By admin | Filed in: История, Полезные советы.


Необходимость в каталоге испытывает каждый филателист вне зависимости от личных пристрастий. Уже на заре коллекционирования марок появились и первые каталоги.

Французский книгоиздатель Оскар Бергер Левро из Страсбурга вошел в историю мировой филателии как автор-составитель первого каталога почтовых марок. Точнее говоря, это были листки с изображением известных ему почтовых марок разных стран мира, которые книгоиздатель и торговец рассылал своим клиентам. Доподлинно известно, что впервые это памятное для филателии событие произошло 29 сентября 1861 года. В его неофициальном каталоге было включено описание 973 марок.

Опыт Левро перенял другой француз, Альфред Потике, который уже 21 декабря того же года выпустил в свет отпечатанный на сорока трех страницах «Каталог почтовых марок», каковые существуют в различных государствах земного шара. Это издание уже включало описание 1080 марок и 132 конвертов. Мгновенно разошедшийся тираж каталога Потике привел к его переизданию в 1862 году.

В этом же году во Франции вышел еще один каталог Франсуа Валлета, а в Великобритании сразу два: в апреле каталог «В помощь коллекционеру марок» Фредерика Бути из Брайтона и в июле двухсотстраничный «Справочник коллекционера марок» — первый в мире отпечатанный литографским способом иллюстрированный каталог.

И пошло. Год от года филателисты получали новые издания, которые появлялись буквально как из рога изобилия. В 1863 году к уже известным прибавился французский каталог Александра Вайё. Через два года вышел первый выпуск каталога Эжена Николя, а в Великобритании увидел свет ценник Стенли Гиббонса.

Когда сын английского аптекаря увлекся собиранием марок, никто не мог предположить, что с его именем в будущем будет ассоциироваться одна из ведущих филателистических фирм мира. Но только уже после выхода ценника спрос на предложенное издание заставил задуматься Стенли Гиббонса о выпуске более и иллюстрированного каталога, что и было осуществлено в 1879 году. Но англичане до сих пор считают 1865 год годом рождения своего первого каталога марок. Сто лет спустя это событие было с большой торжественностью отмечено в Лондоне, где состоялась специальная юбилейная выставка почтовых марок.

Конец ХIХ века вошел в историю филателии как время выхода первых изданий каталогов, которыми пользуются коллекционеры всего мира и в наши дни.

Помимо каталога Гиббонса, широкое распространение среди филателистов получили американский каталог Скотта, первое издание которого было осуществлено в 1893 году, и французский каталог фирмы «Ивер и Телье» или, как его сокращенно называют в разных уголках земного шара, «Ивер». Первая книга этого издания появилась в руках филателистов более сто лет назад, в 1895 году.

Первый выпуск «Ивера» умещался в одной-единственной книжке. Но уже к началу ХХ века этого объема явно не стало хватать. «Ивер» стал выходить в двух томах: в первом — европейские марки и во втором — марки остальных государств света. Нескончаемый поток почтовых эмиссий привел к увеличению издания до трех, а в дальнейшем и до четырех томов.

Первоначально все четыре книги «Ивера» переиздавались каждый новый год. И каждый сентябрь филателисты с нетерпением ожидали выхода очередного издания, чтобы составить полную картину о последних выпусках разных государств, о том, какие территории в прошлом году включились в эмиссионную почтовую
деятельность, и, конечно же, узнать текущую коньюнктуру филателистических цен.

Правда, начиная с восьмидесятых годов резко возросший объем «Ивера» и составивший теперь семь объемистых томов не позволяет фирме так оперативно пере- издавать весь каталог.

Ежегодно переиздавались первые четыре книги, из которых первый том, содержащий сведения о всех выпусках Франции, французской почты для Андорры, Монако, марках Организации Объединенных Наций и эмиссий типа Европа», а также цветные репродукции, выходит как в мягкой, так и в жесткой обложке. Все остальные тома печатают только в мягких обложках.

Во втором томе дан каталог марок бывших и настоящих французских колоний, а также марок стран так называемого «французского содружества», зависимых в прошлом от Франции государств, входящих во франкоговорящий мир.
Третий и четвертый тома отведены издателями под выпуски европейских государств: в третьей книге — марки стран Западной Европы и в четвертой — Восточной.

Пятый и седьмой тома выходят раз в два года, соответственно по четным годам пятый и седьмой и по нечетным шестой том «Ивера». В них приведены сведения в алфавитном порядке о марках и блоках всех остальных государств вне зависимости от их географической принадлежности тому или иному континенту.

Каждый месяц фирма выпускает официальные приложения, каталогизирующие текущие новинки, появляющиеся в почтовых окошках мира. Такой же принцип построения свойствен и каталогу Гиббонса, отличающемуся лишь тем, что воедино сведены в одном из его томов сведения о марках стран « Британского содружества».

Широкой популярностью среди коллекционеров пользуются и другие универсальные каталоги, имеющие не такое сложное строение, как «Ивер» или «Гиббонс».

Так, например, западногерманский «Михель», первый выпуск которого, посвященный маркам Европы, был отпечатан в 1910 году, дает перечень стран, имеющих или имевших свои собственные марки в строго хронологической последовательности по алфавиту й по континентам. При этом серии не разбиваются, как это имеет место в «Ивере», на простые выпуски и марки авиапочты, а также завершающие выпуск блоки. другой каталог, также выходящий на немецком языке, «Липсиа» в Германской демократической Республике аналогичен по своему строению «Михелю» и выходит в разброшюрованном виде, чтобы можно было без труда добавлять новые перманентные странички в винтовую папку.

И еще об одном каталоге, нашедшем широкое распространение в Советском Союзе. Это швейцарский четырехтомник фирмы «Цумштейн», первые два тома которого отведены под марки Северной и Центральной Европы, а два последующих приводят сведения о выпусках для стран Южной и Восточной Европы. Отдельной книжкой меньшего формата выходит издание «Цумштейна», каталогизировавшего марки Швейцарии и Лихтенштейна.

В России первый каталог почтовых марок появился в 1891 году, хотя большей известностью пользуется
«Первое русское описание и иллюстрированный каталог почтовых марок с 2000 рисунков», появившееся на прилавках книжных магазинов в Киеве в 1901 году.

Все перечисленные каталоги носят универсальный характер и с одинаковым успехом используются филателистами, приверженцами самых различных направлений в коллекционировании почтовых марок. Однако со временем явно стал испытываться дефицит на особые филателистические сведения и на информацию, направленную на коллекционеров-тематиков. В результате чего четко разграничились три основные группы филателистических каталожных изданий. Это универсальные каталоги, популярные или упрощенные каталоги и специализированные каталоги.

Универсальные каталоги или каталоги общего характера, как правило, приводят сведения о всех марках мира (или одного из континентов) с указанием всех основных филателистических особенностей выпуска, включая способ печати, дату выпуска, наличие зубцовки и водяного знака, сорт бумаги и иногда фирму, отпечатавшую выпуск.
Упрощенные каталоги дают сведения по более узкому географическому региону с указанием более скупых сведений о характере того или иного выпуска марок. Некоторые серии, незначительно отличающиеся друг от друга зубцовкой, типом бумаги, печатью или водяным знаком, могут в таком каталоге и быть пропущенными.
Что касается специализированных изданий, то они выходят или по отдельным странам, как, например, каталог «Серес», два тома которого полностью посвящены описанию марок Франции, японский «Сакура», содержащий сведения о всех выпусках, осуществленных под японской эгидой, итальянский «Сассоне», включающий перечень марок Италии, Ватикана, Сан-Марино и других италоговорящих стран и территорий. Или по тематическому признаку, как, например, каталог «Сонебриа», издание которого в США осуществлял известный филателист Теодор Шампион (ему в 1971 году Лихтенштейн посвятил одну из марок серии «Пионеры филателии»), каталог западногерманской фирмы «Борек» «ЕВРОПА-СЕНТ», «Рождество на почтовых марках и ряд других.

В таких изданиях, помимо сведений общефилателистического характера, дается информация по их истории, приводится перечень специальных гашений, рассказывается не только о фирме-изготовителе, но и о художнике — авторе той или иной марки, рассматриваются известные их разновидности.

Наиболее подходящим для коллекционеров космической тематики, вне всякого сомнения, станет специализированный французский каталог «Лоллини», целиком и полностью посвященный рассказу о космических эмиссиях, появляющихся в разных уголках земного шара. Листая это издание, нетрудно собрать воедино всю информацию не только об основных выпусках, но и о сопровождающих практически каждую марку, серию или памятный космический блок специальных гашениях, конвертах и штемпелях первого дня, министерских и люксозных блоках, особенностях печати той или иной серии, о количестве марок в печатных листах и кляйибогенах, о размещении сцепок в декоративных листках и особенностях купонов.

Однако отсутствие под рукой специализированного каталога отнюдь не исключает возможности подборки
нужных сведений путем сопоставления данных различных изданий. Правда, на это потребуется значительно больше времени, но, несомненно, принесет и больше удовлетворения. Как интересно, листая одновременно несколько универсальных каталогов, выпущенных в разных странах, сопоставлять их данные, выписывать взаимодополняемые сведения, обнаруживать неточности в датах выпуска отдельных марок (каталоги тоже ошибаются), а затем для восстановления истины обращаться к другим филателистическим изданиям, чтобы, наткнувшись на указание даты гашения первого дня, установить единственно правильное из всех число, когда интересующая вас марка в первый раз появилась в почтовом окошке.

Все это и составляет прелесть собирания марок. Ведь коллекционер не может называться коллекционером, если он не ведет поиска.


One comment on “Из истории филателистического каталога

  1. Losevskij:

    Быстро, просто и эффективно. Как всегда лучше всяких ожиданий. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *