Кризис оживляет филателию

Ноябрь 17, 2008 | By admin | Filed in: Финансы.


Увлечение собирательством почтовых марок, пройдя через период детского увлечения, а затем и вполне взрослого хобби, часто становится вполне серьезным бизнесом. Хотя в наши дни филателия перестала быть массовым занятием, спрос на качественные коллекционные почтовые знаки постоянно растет.

Специалисты антикварного рынка считают инвестиции в филателию достаточно выгодными и перспективными. Притом что на филателистическом рынке периодически наблюдаются взлеты и падения цен, рост стоимости марок не имеет обратного хода. Кроме всего прочего, филателия — это высокомобильный и не привлекающий постороннего взгляда способ вложения капитала.

Банк Solomon Brothers в своем ежегодном рейтинге самых выгодных инвестиций поставил это увлечение на четвертое место, причем почтовые марки по доходности обогнали даже ценные бумаги. Однако вкладывать деньги в филателию не менее рискованно. Формирование цен на отдельные марки трудно поддается прогнозированию.

«Во времена финансово-экономической нестабильности филателистический рынок особенно оживляется,— считает киевский коллекционер Николай Торчинский.— Одни просто вынуждены продавать свои марки, а другие рады возможности приобрести для себя что-то интересное. Так было в 1998 г., так происходит и сейчас». При этом, по мнению самих филателистов со стажем, приобрести на блошиных рынках раритеты или вообще что-то серьезное вам вряд ли удастся.

Согласно данным компании Stanley Gibbons, которая предоставляет информацию о стоимости почтовых марок по всему миру, количество людей, желающих вложить средства в приобретение марок, постоянно увеличивается. По утверждению главы Stanley Gibbons Пола Фрейзера, за последние годы среднее увеличение стоимости коллекционных почтовых марок составило более 12% в год, а отыскать филателистические раритеты становится все труднее. Их появление и предложение становится все более редким, так как они вымываются с рынка, постоянно оседая в многочисленных частных и музейных коллекциях.

В Украине инвестиционная привлекательность коллекционных марок явно недооценивается. Их собирательством в основном продолжают заниматься люди, далекие от бизнеса. Серьезные деловые люди предпочитают не афишировать сведения о своих сокровищах. Этот фактор определяет и коммерческую политику наших антикварных салонов, которые, как правило, не занимаются операциями с почтовыми марками.

Тем не менее Сергей Чистяков, эксперт по филателии Аукционного дома «Гелос», считает капиталовложения в филателию вполне привлекательными. Правда, к этому делу необходимо подходить с большей долей ответственности, чем при инвестициях в живопись, скульптуру или даже нумизматику. «Марки — это значительно более тонкий и деликатный инвестиционный инструмент, нежели все другие коллекционные предметы,— считает Сергей Чистяков.— Вкладывать свои средства в марки, не будучи серьезным коллекционером, совершенно бессмысленно, риски здесь чрезвычайно высоки. Известно множество афер, когда дилетанты в этом деле велись на фальшивки, приобретали якобы ценные марки и в результате крупно прогорали.

Кроме того, почтовые марки обладают низкой ликвидностью, быстро перевести их в живые деньги очень проблематично; на них, в отличие от коллекционных книг или открыток, не всегда легко найти покупателя. К тому же большинство филателистов не представляют истинной ценности своих коллекций. В основном они тратят время на собирание ничего не стоящих бумажек и в итоге оказываются ни с чем».

Приобретая марки в инвестиционных целях, необходимо руководствоваться двумя основными правилами. Во-первых, надо быть готовым к тому, что отдача возможна только в том случае, когда вся коллекция или отдельная вещь из нее будет выставлена на продажу только по истечении значительного промежутка времени. Во-вторых, вкладывать средства в филателистические материалы необходимо после тщательного изучения современного состояния рынка и тенденций роста и спада за период не менее 5-10 лет. Бывает, что в одно время возникает спонтанный интерес к маркам определенной исторической эпохи или тематики, продиктованный рыночной игрой филателистических дилеров или просто модой. В инвестиционной стратегии необходимо руководствоваться долговременными тенденциями.

Сергей Минаков
Экономические Известия


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *